Андрей Елькин: Состояние дорог в Кировской области ставит под сомнение эффективность работы по нацпроекту БКАД

Теплая зима с околонулевыми перепадами температуры, разбившая практически все дороги в Кировской области, вскрыла растущее сомнение по поводу эффективности использования средств на ремонт дорог.

Каждый год в отчетах увеличиваются суммы затрат на строительство и ремонт дорог, в том числе по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Чередой шли сообщения об отремонтированных за серьезные деньги отрезках автотрасс. И суммы, которые были потрачены на эти работы, сами собой намекали, что качество должно быть соответствующим (только в 2019 году потрачено 2,2 млрд рублей, на 2020 запланировано 2,4 млрд рублей).

Тем не менее, по факту, количество жалоб на состояние дорожного полотна увеличивается в прогрессии. Массовые нарекания идут не только по трассам, но и во всех городах региона. Так, Киров практически полностью, по информации местных водителей, если использовать самое мягкое из выражений автомобилистов, – «как после войны».

На днях стало известно, что на 2020 год основную работу по ремонту дорог будут снова, как и в прошлом году, выполнять все те же две подконтрольные местным властям компании – «Вятавтодор» и «Гордормостстрой». Это даже не сизифов труд, тут, скорее, напрашивается другое определение — неэффективное использование средств, а может, и что-нибудь посерьезней, и уже из уголовного кодекса.

При этом больше всего вызывает негатив нерешенность главной проблемы в этой ситуации – а за это кто-то должен вообще отвечать? Складывается впечатление, что есть только гонка за выполнением объемов и рапорты в Москву об исполнении.

А есть в этих отчетах об исполнении работ гарантия качества с персональной ответственностью чиновников? Как можно осваивать миллиардные суммы и потом их списывать на «плохую погоду»? Ответ, что есть гарантийные обязательства подрядчика, кировчан уже не устраивает, потому что часть их не исполняется, а если исполнять все в полном объеме – по сути это новый ремонт и любая компания просто обанкротится.

Если бы чиновники тратили свои личные средства и рассказывали про сотни отремонтированных километров – пожалуй, мы бы аплодировали стоя, а когда дороги исчезали бы весной вместе со снегом, мы бы просто сетовали, что «дареному коню в зубы не смотрят».

Но в реальности-то осваиваются наши бюджетные средства, и в этом «осваивании» с помпой и перерезанием ленточек как личной заслугой участвуют и чиновники.

Почему-то всем очевидно, что с учителей нужно спрашивать, если их ученики завалили экзамены, хотя формально были проведены все учебные занятия, выполнена вся работа. У всех сразу возникает персонифицированный вопрос — почему учитель некачественно подготовил ребенка?

С врача очень жестко спросят – почему от его лечения пациенту стало плохо или, не дай Бог, больной умер. А исходя из «логики ремонта дорог», учителя и врачи тоже могли бы отчитываться просто по факту «выполненных» учебных часов или затраченного времени на лечение. Почему чиновники отчитываются за километраж, а за качество – нет?

Не пора ли всех рапортовавших и перерезавших ленточки, призвать к конкретному, поименному ответу теперь, когда находясь рядом с дорогами лучше затыкать детям уши, потому что возгласы «одобрения» состоянием дорог водителей отнюдь не напоминают приличные литературные выражения?

Может быть, хоть такой подход начнет сдвигать с мертвой точки эту «вечную беду» и тогда, наконец, название нацпроекта «безопасные и качественные дороги» перестанет звучать для жителей Кировской области очередным издевательством.

Андрей Елькин,

канд. филос. наук, Центр социально-политических исследований «Новый Град»